БИО

Алексей Васильев родился в Калуге в 1980 году, в 2002 году окончил КГПУ им. К.Э.Циолковского.

Участник четырех биеннале современного искусства, более пятидесяти персональных (в том числе музейных) и групповых  выставок в России и за рубежом.

Работы находятся в частных и государственных коллекциях (Швеция, Швейцария, Венгрия, Германия).

В 2019 году вошел в список лучших современных художников России (Arteex).

Живет и работает в Калуге.

Алексей Васильев, как автор пребывает в состоянии постоянного «самоварения» и герметичного существования. Его сложившийся образ – это художник затворник или аскет, образ жизни вне художественной среды, вне трендов и вне социума, где предметом рефлексии становится его непосредственное окружение, а каждая выставка – результат разной степени отрешенности и полного погружения в процесс. За короткий период полной концентрации создаются новые работы на холстах, бумаге, кальке и бетоне.

«Если современное общество требует постоянного обновления, то я методичен в своем настаивании на одном. Мне неприлично держать «палец по ветру», кодекс художника он в наше время как у самурая. Мне думается – это важное качество для художника. Современная культура диктует клиповое сознание или мышление скользящего серфинга – не глубоко, быстро и без особых задержек, и на этом фоне я радикально статичен. Я не гонюсь за временем, моя стратегия подобна палке, воткнутой в стремительный ручей, что на нее налипло – листья, водоросли и мусор – то и предстает моей выборкой и становится предметом исследования. Это не взгляд за горизонт – это всматривание в собственное бытование, взгляд под ноги.

В этом настаивании на одном происходит медленное, едва заметное изменение творческого почерка. И это не педалирование одного приема, как часто требуют современный дискурс, а уверенность в своей правоте по поводу найденного языка и сюжетных образов. «Это лицо человечества вообще; я, сам того не ведая, стянул маску со всех лиц» так говорил Олег Целков о своих монотонно повторяющихся десятилетиями лицах. Мне это близко." 

 

Алексей Васильев широко использует контрастные отношения, порой это максимальный вариант чистых черного и белого без каких-либо полутонов. Такие соотношения всегда обеспечивают работам внешнюю броскость и внутреннее напряжение. Изображение нарочито плоское, нет ни намека на реалистичное правдоподобие, только гротескное сгущение. Он отказывается от иллюзорного пространства и стремится к упрощенной трактовке предметов, их непременной деформации. Важный аспект в творчестве художника – работа с линией, в ней сокрыто главное сообщение. Резкая, неровная, изломанная линия транслирует больше, чем номинальный сюжет.

 

"Мне хочется, чтобы язык сообщения был больше самого сообщения, когда номинальное сообщение оказывается некоторой прелюдией или входом к основному действию. Все очень плотно, камерно и сжато".

Часто Васильев создает композиционно однотипные портреты. Намерено повторяя одни и те же две-три позы, он рисует портрет, опираясь на историю человека, стараясь изобразительным шаблоном максимально уменьшить вмешательство рационального в появление портрета на листе. За каждым портретом есть своя история – столкновение с реальной или выдуманной биографией, эпизодом из жизни персонажа. 

 

"Я работаю в концентрированно-лабораторных условиях, где моими героями становятся «полные идиоты, раскрашенные ярким черным и проиллюстрированные длинными названиями, объясняющими хоть как-то, кто перед тобой, дорогой зритель. Появляясь один за другим, они создают мой черно-белый социум, мой лагерь, мою vip-зону в гетто мастерской".

 

Отсутствие портретного сходства с человеком и важность только ситуативного контекста с привнесенными извне смыслами, в котором оказывался художник или мог оказаться вместе с конкретным персонажем. Именно этот ситуативный момент отражается в названиях работ – «Вечерняя орбита пчелы возле арбуза и тополя», «Она натирала бананы мятной жвачкой», «Синдром рыбака», «Разрезая полароид» и «Язык жеста». Такие поэтические подписи к каждой работе становятся маркерами сюжетных линий по которым можно считать и погрузиться в очень личные истории.

 

 
 
 

ВЫСТАВКИ

БИЕННАЛЕ

2008 - биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?-2008» (Государственный Центр Современного Искусства, Московский Музей Современного Искусства г. Москва)

2010 - II биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?-2010». «Мои любимые игрушки» (ArtPlay, г. Москва)

2012 - III биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». Основной проект «Под солнцем из мишуры» (ЦДХ, г. Москва)

2020 – I международная Алтайская биеннале современного искусства (Алтайская республика, Россия)

ЯРМАРКИ

2012 - международная ярмарка современного искусства VIENNAFAIR (г.Вена)

2013 - международная ярмарка современного искусства VIENNAFAIR (г.Вена)

2013 – международная ярмарка современного искусства «Арт-Москва» (Центральный Дом Художника, г.Москва)

2019 – международная ярмарка современного искусства Cosmoscow (Гостиный Двор, г.Москва)

2020 - международная ярмарка современного искусства Cosmoscow (Гостиный Двор, г.Москва)

 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

2004 - в рамках арт-проекта «GIPerART» (г. Калуга).

2008 - «photostudie Prague» (ММСИ – Московский Музей Современного Искусства, г. Москва)

2009 - «Darling. Гоголь» (г. Калуга)

2010 - «benzin ot nabokov» (г. Калуга)

2011 - «second Post. самовывоз» (г. Калуга)

2012 - «Courier» (галерея Триумф, Москва)

2013 - «Бассейн для ловли» (галерея Триумф, Москва)

2013 - «Бумажный вариант» (Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля)

2013 - «Одиннадцать русских», в рамках проекта ММСИ – московского музея современного искусства (г. Маглехем, Швеция)

2014 - «Салат» (Городской выставочный зал, г. Брянск)

2015 - «хроники декабря» (ММСИ – московский музей современного искусства, г. Москва)

2016 - «Внутренний Санчес» (галерея Триумф, Москва)

2017 - «Столкновения» (Центр современного искусства «Смена», Казань)

2017 - «Места» (галерея 25 кадр, Москва)

2018 - «Сом разума» (галерея x-max, Уфа)

2018 - «Дни подполья» (галерея Триумф, Москва)

2019 – «Держитесь в рамках технического задания» (галерея «Pro Art`s», г.Калуга)

2019 – «moe getto.sector A. doski» («Tallinn Portrait Gallery», г.Таллин, Эстония)

2019 – «Я не робот. Неверный ответ!» (галерея «Pro Art`s», г.Калуга)

2020 – «Мимоза» (галерея «Artpogost», усадьба «Гуслица»)

2020 - «Moe getto.Bibliotheca»  (арт-пространство "Элмат", фестиваль MOST, г.Калуга)

2020 - «Мексиканцы»  (галерея "Пальто")

2020 - «Moe getto.Эволюция»  (Музей истории города Минска, г.Минск)

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ВЫСТАВКИ

2004 - выставка art-binningen`04 (г. Базель, Швейцария).

2006 - международная выставка «Мастерская-06» (ММСИ – московский музей современного искусства, г. Москва)

2006 - международный фестиваль «Стой! Кто идет?-2006» Государственный Центр Современного Искусства, г. Москва)

2007 - межрегиональная художественная выставка "Молодость – России" (г. Саратов)

2007 - международная выставка «Мастерская-07» (ММСИ – Московский Музей Современного Искусства, г. Москва)

2007 - международная выставка «Songzhuang art map» (г. Пекин)

2008 - межрегиональная художественная выставка "Молодость России" (г. Саратов)

2008 - выставка проекта «Colors Notebook» (г. Лиссабон, Португалия)

2009 - выставка проекта «Colors Notebook» (Sharjah, Объединенные Арабские Эмираты)

2009 - международная выставка «Мастерская-09» (ММСИ – московский музей современного искусства, г. Москва)

2010 - выставка проекта «ticket to Jerusalem» (г. Нью-Йорк, США)

2010 - выставка «От противного» (Винзавод, г. Москва)

2011 - фестиваль молодого искусства «I Фестиваль Открытий» (г. Калуга)

2011 - международная выставка «Мастерская-11» (ММСИ – московский музей современного искусства, г. Москва)

2011 - выставка «Невозможное сообщество» (участие в проекте Евгения Фикса «19 миллионов», ММСИ – московский музей современного искусства, г. Москва)

2012 - выставка «Checkpoint» (Fabrica, Москва)

2012- выставка «Торжество Каиссы. Посвящение Марселю Дюшану» - Ночь музеев (Третьяковская галерея, Москва)

2011 - участие в проекте Дмитрия Врубеля Global Art Projekt (CAP)

2017 - выставка «Наблюдатель» (Центр современного искусства «Смена», Казань)

2017 - "и снова 17-й год" (г. Брянск)

2018 - выставка «Москва – Казань – Москва» (Казанский вокзал, Царская башня, Москва)

2018 - выставка «Другие берега» (Манеж, Санкт-Петербург)

2019 – выставка «Нешекспир. Сон в летнюю ночь» (галерея «Fine Art», Винзавод, г.Москва)

2019 – международный арт-проект «Выход из черного квадрата» (Трехгорная мануфактура, г.Москва)

2020 - «2020 → 2070» («Frida Project Foundation» и «РОСНАНО», г.Москва)

 

РАБОТЫ